Обращаемся ко всем любителям туризма - посмотрите и ужаснитесь вместе с нами разъезженной дороге к Трем братьям на Кваркуше. Давайте пощадим нашу природу, наши природные достопримечательности, давайте вместе сохраним их для наших детей и внуков, давайте пройдем эти несколько километров до Трех братьев ПЕШКОМ!
В чем же опасность использования автотехники для дикой природы?
1) Разрушение почв. Даже так называемые "мягкие колеса" очень сильно влияют на рельеф, нарушая его целостность и разрушая его, приводя к процессу эрозии почвы. Глубокий протектор автотехники легко разрывает растительный покров почв, перекапывает плодородный слой, делая его беззащитным перед процессами эрозии, смывом и выветриванием. На склонах гор, в болотных и лесотундровых экосистемах формирование почв происходит медленнее, чем на пологих участках; почвенный покров менее устойчив к механическому воздействию. В результате легко раскатывается колея, обнажая глинистые толщи, образуются промоины, на пологих участках формируются глинистые трясины. В результате экосистема оказывается практически уничтоженной, ведь восстановление почвенного покрова занимает несколько десятилетий, особенно в условиях высокогорья.
2) Разрушение растительного покрова. Флора тундры и тайги - кустарники, мхи и прочие растения - восстанавливаются очень медленно. К примеру, по прогнозам биологов, голубика и брусника в условиях высокогорья достигнут продуктивного возраста только через 150-300 лет.
3) Фактор беспокойства. Уровень шума двигателей может достигать 100 и более децибел. Это вызывает большую тревогу диких обитателей, а длительное воздействие приводит к расстройствам нервной системы и стрессу, смене места обитания животных в более спокойные территории. Также миграция животных связана и с исчезновением привычного питания, которое исчезает из-за антропогенного воздействия.
4) Загрязнение атмосферы. Выхлопные газы от вездеходов стелются низко, это приводит к тому, что они скапливаются в зоне дыхания животных. Представьте себя, дышащими выхлопными газами, зная при этом, что восприимчивость зверей к токсинам на 45% выше, чем у человека.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 г. № 64-п плато Кваркуш отнесено к особо охраняемым природным территориям Пермского края, и имеет статус охраняемого ландшафта.
На территории охраняемых ландшафтов (вне выделенных функциональных зон) ЗАПРЕЩЕНЫ ПРОЕЗД И СТОЯНКА АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ граждан и юридических лиц ВНЕ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, дорог, предусмотренных материалами лесоустройства, проектами освоения лесов, кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по охране охраняемого ландшафта, а также мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов и их компонентов, расположенных в границах охраняемого ландшафта, ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.
В связи с чем вводятся такие ограничения на ООПТ по всей стране? На самом деле квадромотоциклетный туризм стал очень популярен в последние десятилетия. При этом, как и в других сферах экономики, предприниматели в первую очередь думают о величине турпотока, а не о сохранении окружающей среды. Естественно, такой подход влечет за собой самые неблагоприятные последствия для природы.
Фото: председатель Пермского отделения Союза фотографов дикой природы А.В. Кротов